пятница, 17 мая 2013 г.

(свт Лука) "Разработка" - скан № 31-32



 
СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ
 ФОТО
Заседание Священного Синода
Слева направо: Святейший Патриарх Алексий I (Симанский),
митрополит Николай (Ярушевич) и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

(...)
указы Патриарха и Синода от 25/У1П и 16/Х1-48 г. в отношении проповедей о том, что священники мо­гут говорить проповеди в воскресенье и праздничные дни по толкованию и объяснению Евангелия и что проповеди должны носить чисто церковный характер. Но в Ялтинском соборе проповеди произносятся еже­дневно, да еще по два раза, во время утренней службы и вечерней.
Кроме того, священником Руденко два раза в неде­лю, по воскресеньям и четвергам, после вечерней службы проводятся беседы на «душеспасительные темы», и эти беседы не являются ли преподаванием Закона Божия?
О днях и часах бесед на входных дверях собора выве­шено объявление.
В притворе при входе в собор на обеих стенах ви­сят большие плакаты с рисунками, художественно
№45
оформленными, на библейскую тему «О земной жизни Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя мира», под каждым рисунком имеется текст, составленный священником Руденко, по сути дела это — нагляд­ная религиозная пропаганда; затем при соборе для прислуживания священникам имеются пять мальчи­ков-школьников.
Лука на это мне ответил так: «Что проповеди произ­носятся ежедневно — это хорошо, так и должно быть, так как он и сам их говорит ежедневно, с указами Си­нода в отношении проповедей и непреподавания За­кона Божия он не согласен, о чем и писал Патриарху, что главным-то образом он и едет к Патриарху для бе­седы с ним по этим вопросам».
Если священник Руденко проводит вопросы на «ду­шеспасительные» темы после службы — тоже неплохо, и эти беседы проводились испокон веков, он и сам, еще будучи священником в Ташкенте, такие беседы прово­дил, ничего в этом нет плохого; в отношении мальчиков сказал: да, это много и не нужно.
Далее Лука рассказал о своих проповедях, что его про­поведи записываются.
В Тамбове запись вела стенографистка, и тамбовских проповедей у него большой том, более 200 проповедей, отпечатанных на машинке; здешних, крымских, у него два тома, записываются одной старушкой, хотя она и не стенографистка, но делает записи не хуже стенографи­сток, хотя ему приходится их потом исправлять, что он в своих проповедях иногда выступает против материа­лизма.
И далее сказал следующее:
«... Хотя это вам, коммунистам, и не нравится, но ничего поделать нельзя, вы, коммунисты, ведете анти­религиозную пропаганду, а я — религиозную. Высту­пал против материализма в своих проповедях и буду выступать, говорю проповеди строго по Евангелию, а в Евангелии есть места против материализма. Мно­гие проповедники в своих проповедях об этих острых

220
221



СБОРНИКДОКУМЕНТОВ
местах умалчивают и их обходят, но я этого никогда не делал и делать не буду, я знаю, что за моими пропо­ведями следят, и очень аккуратно, из МГБ, и там в моих проповедях ничего не находят предосудительного. Но если они коммунистам не по душе, то тут ничего не поделаешь».
В заключение всего этого Лука сказал: «... не пора ли мне, Яков Иванович, уезжать из Крыма, здесь я мно­гим, как видно, не нравлюсь, мешаю, надоел, и они рады были бы от меня избавиться», и тут же, смеясь, заме­тил: «... если перейду и в другое место, получится то же самое, буду так же мешать, мною будут недовольны, что такое положение со мной бывает везде, где бы ни находился».
И в заключение всего этого Лука сказал: «... хотелось бы прожить свой последний жизненный путь здесь, в Крыму, но ходят упорные слухи, что как будто бы пред­полагают перевести его в Одессу, но это только слухи, буду в Москве у Патриарха и там узнаю, слухи это или действительность».
На этом наша с ним беседа и окончилась. Прощаясь, пожелал ему выздоровления. Лука поблагодарил и ска­зал:
«... по приезду из Москвы беседу с вами продолжу и расскажу, как будут разрешены там поставленные мною вопросы».
Предложил мне машину, я вежливо отказался. <...>
Сам архиепископ Лука церковную жизнь по области характеризует следующим образом:
«... В городах церковная жизнь довольно быстро развивается и углубляется, особенно в Симферополе, где собор не вмещает молящихся и много далеких от церкви людей обращается к Богу. Но в сельских мест­ностях церковная жизнь едва теплится и церкви поч­ти пустуют. Основной причиной этого печального яв­ления надо считать обязанность крестьян работать в воскресные и праздничные дни, но велики и успе­хи антирелигиозной пропаганды. Кроме того, низок
№46
средний уровень духовенства в отношении образован­ности, общей и богословской, и слабость и бледность их проповедей. Огромный ущерб понесла Крымская Церковь вследствие выселения греков и болгар, ко­торые составляли главный контингент верующих и с большой заботой и любовью относились к Церк­ви. Их сменили переселенцы из центральных областей России, в большинстве индифферентные к религии». (Из годового отчета за 1948 год архиепископа Луки Патриарху)61. <...>

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов

Там же. Оп Л. Д. 11. Л. 10-14,35.

Комментариев нет:

Отправить комментарий