ИСТОЧНИК:
http://www.pravmir.ru/mitra-zolotaya-golova-sedaya%E2%80%A6-rasskaz-arximandrita-pavla-gruzdeva/
http://www.pravmir.ru/mitra-zolotaya-golova-sedaya%E2%80%A6-rasskaz-arximandrita-pavla-gruzdeva/
Митра золотая, голова седая… Рассказ архимандрита Павла Груздева
Трагична судьба последнего наместника Хутынского монастыря — архимандрита Серафима. О нем отец Павел рассказывал:
«Наш монастырь был от Новгорода десять верст, Хутынь-то. А почему-то очень любили приглашать нашего архимандрита Серафима в Новгород, в гости на всякие праздники. Машин еще у нас не было. И вот с утра пешком тихонько пойдем по дороге, а то и на какой лошадке поедем в красавец город — Новгород Великий. Словом, поехали. Сопровождали нашего архимандрита Серафима чаще всего отец Виталий, иеродиакон Иона, бывало, и я.
А наш архимандрит был когда-то еще в ту войну, императорскую, на фронте. Попали они, часть или вся армия, не знаю, в такое страшное окружение, что насекомых на них было — вшей, значит, — хоть рукой греби. Потом уж все поналадилось, вышли они по милости Божией из окружения, а как долго там были — не знаю. Только с той поры у нашего архимандрита осталась привычка, — о. Павел потянулся рукой к волосам на голове, изображая, как то делал архимандрит Серафим, — ищет он, ищет вшей. «Ага! Вота она!» На себе вшей ловит. Приедем в Новгород, за стол сядем. Рыба на столе новгородская — сигинь, все хорошо. Сидим прекрасно. А наш архимандрит, гляжу — хвать — по фронтовой привычке на себе вшей ловит.
Я ему: «Да отец Серафим! Ведь из бани только. Чисто все. Ну ничего нету…»
Он мне отвечает: «А вот ты побывал бы там, где я был…»
«Ладно, — думаю, — не моего ума дело».
А потом уж, когда наш монастырь разогнали, служил он в церкви села Кучерово, здесь недалеко от Тутаева, там его и убили. Председатель колхоза со своей женой.
А было это в Христов день или на второй день Пасхи. Жена председателя была в церкви. А в ту пору свирепствовал «торгсин», золото скупали. И вот жена председателя колхоза стояла в храме и увидела митру на голове отца Серафима. Я ему и раньше говорил: «Батюшка, не надо надевать, только соблазн». А он мне: «Павлуша, может, они митры сроду-то не видели, пусть порадуются». «Да не надо, не надо!» — отговаривал я его. Ладно!
Пришла жена председателя домой и говорит мужу: «Сегодня в церкви была у попа шапка на голове, чистое золото!»
А митру ему рукоделицы уже здесь сшили — из старых четок, веселинок, одним словом, стекло. Вдруг приходят к нему ночью, на второй день Пасхи — жил он там же, в Кучерове, где и служил. Я тогда жил еще в Мологе, а он в Кучерове. Словом, стучат к нему председатель колхоза с женой. Того-другого с собой ему принесли:
«Отец Серафим, да как мы вас любим, да как уважаем! Извините, что не днем-то пришли, а вот ночью. Сами знаете, люди мы ответственные, время теперь такое, боимся».
«Ладно, ладно! Хорошо! Христос для всех воскресе! Входите».
Открыл дверь и пустил в дом. Пошел он что-то взять, посудину какую или еще что, или прямо тут наклонился, не знаю я точно. А они-то ему топором — у-ух! Голову-то и отхватили. Украли митру, а на ней — ни золота, никакой другой ценности.
Убитого его сюда, в Тутаев привезли. Освидетельствовал врач Николай Павлович Головщиков, работал в санчасти. Ну чего? Ой-ой, да ведь он священник-то, как с ним быть? Родственников никого — монах. Царство небесное отцу Николаю Воропанову, одел, тело ему опрятал… А не знал того, что я знаком был с о. Серафимом, потому и не сообщил. Я уж потом узнал о кончине настоятеля. Отслужил о. Николай панихиду и похоронил архимандрита Серафима за алтарем Троицкого храма.
У нашего архимандрита простота была душевная и телесная. У меня фотокарточка с него есть, — заметил батюшка. — А председателя с женой где-то там судили, судили, но ничего не присудили. Потом, говорят, в войну их убили с детьми.
Так не стало отца Серафима. Голос, правда, был у него слабый, никуды не годен. У нас в монастыре кто хорошо пел? Это был отец Виталий, фамилия Летёнков, Иерофей, Нафанаил, Никодим… Да человек пятнадцать-то монахов. И всех их — оп-ля! Всех выгнали. Вот там, в Новгороде, на Хутынской горе, в обители преподобного Варлаама, были светлые минуты в моей жизни
Рассказы архимандрита Павла (Груздева) : Родные мои. Вып. 2. – Ярославль : Китеж, 2003. – 56 с. : портр., ил.
ИСТОЧНИК:
В 1920 году монастырь был закрыт, монастырское имущество конфисковано, 10 престарелых насельников приписали к обращенным в приходские Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, остальных монахов поставили на учет на бирже труда. В 1930 и 1932 годах Варлаамиевский и Преображенский храмы были переданы новгородскому музею, остальные постройки – военному ведомству. В 1932 году последний настоятель монастыря, архимандрит Серафим , иеромонахи Виталий и Никодим и несколько послушников переселились в деревню Хутынь и стали совершать регулярные богослужения. Вскоре они были арестованы, обвинены в создании нелегального монастыря и «антисоветской агитации» и приговорены к 3 годам ссылки. В 1937 году иеромонах Виталий был расстрелян.
В разное время в корпусах Варлаамо-Хутынского монастыря размещалась школа, тракторная станция, психиатрическая больница.
Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) - сильно пострадали.
В 50-80-х гг. ХХ в. в полуразрушенные храмы монастыря приходили верующие, зажигали лампады и свечи, и возносили свои молитвы к преподобному Варлааму.
В разное время в корпусах Варлаамо-Хутынского монастыря размещалась школа, тракторная станция, психиатрическая больница.
Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) - сильно пострадали.
В 50-80-х гг. ХХ в. в полуразрушенные храмы монастыря приходили верующие, зажигали лампады и свечи, и возносили свои молитвы к преподобному Варлааму.
===========================
ИСТОЧНИК:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий