среда, 27 марта 2013 г.

Опыт новомучеников: Добро должно быть с кулаками или Как защищать веру?

Источник:
http://www.pravmir.ru/opyt-novomuchenikov-dobro-dolzhno-byt-s-kulakami-ili-kak-zashhishhat-veru/



Опыт новомучеников: Добро должно быть с кулаками или Как защищать веру?

Комментируя трагические события, произошедшие 90 лет назад в Шуе, когда верующие встали на защиту святынь и затем были расстреляны,протоиерей Всеволод Чаплин заметил: шуйские новомученики преподали нам урок, что злу надо противостоять силой.
Действительно ли об этом говорит нам опыт новомучеников? Что делать православным, если они становятся свидетелями оскорбления их веры? Предлагаем мнения священников.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, внук священномученика Владимира Амбарцумова:

Внешние действия без духовной основы будут бессильны

Протоиерей Кирилл Каледа
Протоиерей Кирилл Каледа
В истории России русские люди неоднократно выступали, защищая свою веру, иногда даже с оружием в руках. Здесь можно назвать примеры святого князя Александра Невского и других полководцев.
Очевидно, что ситуация, которая была в те далёкие времена, ситуация которая имела место в начале XX столетия и существует в начале XXI века – различаются.
Было бы странно, если бы сейчас, когда происходят нападки на Церковь, православные взяли в руки оружие и пытались бы с мечом или с автоматом что-то делать против противников. Но активные действия, в том числе и обращение за поддержкой к судебным инстанциям, к органам правопорядка, с моей точки зрения правомерны.
Конечно же, в первую очередь, как и тогда, в прежние времена, так и сейчас, основным оружием православных является вера и молитва.
Мы можем вспомнить слова апостола Павла: «…возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божье» (Еф. 6:14–17).
Внешние действия без духовной основы будут бессильны и бесполезны. А если имеется сильная духовная основа, и с ней православные защищают свою веру каким-то противостоянием — это продолжение той традиции защиты веры, которая всегда была у нашего народа.
Можно вспомнить, что Патриарх Тихон благословил в известном послании свою паству стать за защиту веры, православных святынь (которые большевики собирались изъять якобы в пользу голодающих) и идти в этой защите даже до собственной смерти.
Именно в ответ на это послание шуйские новомученики и выступили. Это было наиболее яркое проявление действия этого послания. Но и в других местах были подобные инциденты, слава Богу, без такого кровопролития.
Новомученики говорили, что не надо никакого противостояния, когда разговор шёл о защите их жизней. Они были против, чтобы люди рисковали собой, пытаясь спасти их. Это – принесение себя в жертву и здесь – совсем другая постановка вопроса.
Когда священника лично оскорбляют, угрожают, он должен простить обидчика. Это будет по-христиански. Но мы, священнослужители и Патриарх в первую очередь, обязаны защищать святыни, защищать свою веру…

 Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Насилием Церковь никогда не пользовалась

Протоиерей Сергий Правдолюбов. Фото Юлии Маковейчук
Протоиерей Сергий Правдолюбов. Фото Юлии Маковейчук
Насилием Церковь никогда не пользовалась. Примером отношения православных людей к любому насилию является Евангельская история, когда арестовывали Господа. Апостол Петр, стремясь защитить Спасителя, ударил одного из пришедших – Малха – мечом и отрезал ему ухо. Господь сказал: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
И христиане первых веков не противились своей мученической участи…
Игнатий Богоносец сказал замечательные слова: «Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелят меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым… О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня».
Вот христианская позиция в этом вопросе.
Когда моего деда держали в тюрьме, а затем судили, то все жители села пришли на суд, устроили настоящую демонстрацию. Они протестовали против решения суда так, что судьи разбежались, спрятались в поленницу. Была разбита стеклянная дверь… И отец Михаил встал, поднял руку и сказал: «Пожалуйста, прихожане, успокойтесь. Не надо этого делать!» Это и есть образец – не противляться с оружием в руках. Это церковная позиция. Священник не имеет права никого не убить, ни поранить: он – священнослужитель.
Хотя сопротивление возможно. Юридическое. Как апостол Павел отстаивал в заключении свои права римского гражданина. Сопротивление может быть даже действием, но не насилием. В истории Ярославской епархии имеется замечательный пример, к сожалению, очень редкий. Не помню точное название храма в этой епархии, чудом сохранившего колокола. Когда их прибыли снимать, все жители окрестных деревень пришли к храму и легли на землю вокруг плотным ковром: «Пусть бросают колокола на нас». Это яркий пример сопротивления, которое было бескровным и ненасильственным. Колокола там сохранились даже до нашего времени.
Нам известен пример владыки Андроника (Никольского), архиепископа Пермского. С ним в тюрьме очень грубо разговаривал следователь, утверждая, что владыка плохо относится к советской власти. Владыка и в тюрьме был в рясе и панагии. Он сказал: «Я православный архиерей, и не могу никакими ни действиями, ни словами говорить вам о том, что вы себя плохо ведёте. Но я скажу вам другое…» При этих словах владыка Андроник снял с себя панагию, завернул её аккуратно в носовой платок и затем произнес: «А вот если бы я говорил не как архиерей, а как обычный человек, я бы взял пулемёт и вас всех бы расстрелял». Потом надел панагию и добавил: «Но я не могу этого сделать, поскольку Господь не разрешает подобного поведения».
Власти были напуганы, и владыка тяжело кончил свою жизнь: его живого засыпали землёй.
Вот – отношение насилия и не-насилия.
Один очень образованный и высокоодарённый человек в Доме учёных буквально напал на меня со словами: «Вот, вы гордитесь вашими дедами и прадедами, что они священномученники. А ведь они виноваты в том, что случилось в нашей стране. Они должны были народ воспитать так, чтобы когда большевики взялись бы за оружие, то он бы всех их смел с лица земли». Я ответил, что мои предки не приучены были поступать так, и если бы не подвиг священномученников, ещё неизвестно, где бы мы все сейчас находились…
Один ученый, который читал лекции в Сретенской семинарии, сказал, что лозунг «За Веру, Царя и Отечество» после революции не работал.
Когда Порт-Артурскую икону Божией Матери ещё во время русско-японской войны хотели принести в действующую армию и торжественно встретить, обратились к генералам, и те сказали: «Нам этого не надо».
А уже позднее Лев Давыдович Троцкий сказал: «Если бы русские люди после революции выдвинули лозунг «За Веру и Отечество», и следовали ему, нас бы смели». Значит, исходя из слов Троцкого, веры не хватало людям – ни генералам, ни простым крестьянам.
Еще в первой половине XIX века дочка Федора Ивановича Тютчева Анна писала в своем дневнике о том, как люди безобразно ведут себя в церкви при Зимнем дворце: они всю службу разговаривают. Государь, а это был Николай I-й, посмотрит на них строго, они замолкают, и через три минуты вновь – за разговоры.
То есть всё началось еще давно. А то сейчас часто слышишь восклицания: «Ах, какая раньше Россия была святая и светлая, ах, белые офицеры!» Речь о людях, которые уже во многом утеряли силу, — духовную, нравственную, человеческую.
Фото: prisluznik1994, orthphoto.net
Фото: prisluznik1994, orthphoto.net
Сейчас происходит нечто похожее. Мы ахаем: «Приезжают представители других народностей» Мы их не любим, сетуем, что они заполняют Москву, Дальний Восток… А кто в этом виноват? Мы, русские.
У меня есть письменное свидетельство – брата моего деда – священномученника отца Николая, расстрелянного в 1941 году в Рязани. В 1917 – 1918 году он писал: «Народ не ходил в церковь, но когда начались ужасы, репрессии, расстрелы – и батюшек и простых людей, – все очнулись. И стали посещать храмы, ремонтировать их». То есть для того, чтобы очнуться, людям нужны были потрясения.
Поэтому, какое может быть насильственное сопротивление тогда, когда и силы-то никакой не было, когда имеется заработанное нами, нашим народом, его состоянием.
Вспомним более древнюю историю. У пророка Исайи написано ещё за 200 лет до нашествия Кира Персидского об этом завоевателе. И там есть такие слова: «Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе все народы».
Кир Персидский – это тот вождь со множеством людей, которые ничуть не лучше других народов, но другие так согрешили, что Господь позволил эти народы побить, покорить. Как и немцам позволил дойти до самой Москвы.
Хотя – потом – пощадил, и Пресвятая Богородица умолила.
Большевики – следствие предыдущего развития, когда была мода неверовать… Так что не надо говорить, что ах, какая была нравственная Россия, и вдруг пришли большевики и всё уничтожили. Большевики появились не «вдруг»…
Слава Богу, что есть новомученики. За них мы держимся. Их подвигом существуем. От почитания их подвигов и прославления новых мучеников зависит , будем мы существовать дальше или прекратим свое существование…
Священник Александр Мазырин
Священник Александр Мазырин

Священник Александр Мазырин, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ:

Особая сила

Да, злу нужно противостоять силой. Шуйские мученики, равно как и другие новомученики Российские, явили эту силу в полной мере. Эта сила – сила святости. Они не пытались оказывать гонителям вооруженное сопротивление, не вели политической борьбы с богоборческой властью. Они лишь отвергали то, что было противно христианской совести, и готовы были стоять в Истине до смерти. В итоге их физическая смерть от рук гонителей обернулась победой Церкви. Так всегда было в истории Церкви со времен земной жизни Самого Христа, и не может быть по-другому.
Подготовила Оксана Головко
 Читайте также:

Собор новомучеников. «Сила не в силе, а сила в любви»

Собор Новомучеников, в Бутово пострадавших

Почитаем ли мы новомучеников?

Комментариев нет:

Отправить комментарий