пятница, 17 мая 2013 г.

(введение) "РПЦ в док" [Из отчета Совета по делам религий перед ЦК КПСС за 1970 год, подписанного В. Фуровым*. Положение монастырей]




[Из отчета Совета по делам религий перед ЦК КПСС за 1970 год, подписанного В. Фуровым*. Положение монастырей]

Монастыри в досоветский период являлись наиболее крупными идеологическими центрами православия, союзниками в реакционной политике царизма, очагами борьбы против всего передового,  против революционной мысли.  В  свое они сыграли немалую роль в укреплении феодальных отношений в России, осуществляли колонизацию новых земель и сами являлись крупными землевладельцами...

В связи с воссоединением в 1939 году западных областей Украины, Белоруссии и республик Прибалтики и бывшей Бессарабии на территории СССР оказалось 88 действующих монастырей; в их стенах находилось более 5 тысяч монашествую. Количество монастырей возросло также в период Великой Отчественной войны.  На оккупированной территории было восстановлено 16 монастырей, в том числе: в Киевской области 6, Одесской — 3,  Винницкой — 2, Хмельницкой — 2, Полтавской — 1, Житомирской — 1 и Черниговской — 1. Таким , к началу 1946 года в СССР действовало 104 монастыря.

Монастыри в наше время — глубокий пережиток. И хотя они -должают получать материальную поддержку со стороны верующих, но не получают главного — пополнения монашествующих. Монахи — вырождающаяся категория, не имеющая резервов...

Руководствуясь указаниями директивных органов,  за  последние  годы на местах проведена значительная работа по сокращению сети монастырей. В этих же целях использовано и возросшее влияние Совета по делам Русской Православной на Патриархию и епископат. Руками церковников было несколько десятков  монастырей.   В   1963  году  под Иным предлогом (оползни в пещерах, необходимость исследования грунта и реставрации) была закрыта Киево-Печерская лавра, привлекавшая ежегодно до 500 тысяч паломни-



82
83


ков. Урезаны и земельные угодья. В конце 50-х и начале 60-х годов у монастырей было изъято более 1 тысячи гектаров земли.
В результате довольно сложной и деликатной работы сеть монастырей резко сократилась, уменьшились их возможности влияния на верующих*(1)
Об этом говорит следующая таблица:


                                     1939 г  1949г.1959г. 1969г.  
Количество монастырей 88(2) 75 47(3)  16  
Число монашествующих 5100   4886  2836  1273  
Число паломников в дни больших религиозных праздников более
                                            100000 50000-60000 до 30000 до 20000
Из таблицы видно, что за последние 10 лет в стране прекратили свою деятельность более 30 монастырей. Сократилось также и количество монашествующих. Уменьшилось число па­ломников. Произошло некоторое уменьшение монастырских доходов.


ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)
Просто в результате жестоких гонений хрущевского периода. — Прим, редактора Вестника РСХД.

(2)
Не позднее чем с 1930 года в СССР не осталось больше монастырей. Это положение изменилось с территориальным расширением СССР в 1939 году: во исполнение секретных дополнительных протоколов пакта Гитлер — Сталин в 1939 году к Советскому Союзу присоединены Западная Белоруссия и Западная Украина; в течение войны была присоединена еще Закарпатская Украина. Цифры, указанные за 1939 год, включают в себя закрытые монастыри в прежних восточнопольских областях.

(3)
Патриархия за 1958 год приводила цифру 69 монастырей (Русская Православная Церковь. Устройство... М. 1958).

-----------------------------------

Дислокацию монастырей можно видеть из следующей таблицы:

Наименование республик и областей количество монастырей Число монашествующих  

  женских мужских
   
1. Украинская ССР 8 1 856  
2. Молдавская ССР 1 - 74  
3. Белорусская ССР 1 - 64  
4. Литовская ССР 1 - 30  
5. Латвийская ССР 1 - 36  
6. Эстонская ССР 1 - 100  
7. РСФСР:  
а) Загорск                - 1 52  
б) Печоры                - 1 61  
Итого                     13 3 1273

Регулирование состава монашествующих — сложное и тон­кое дело.

Однако и в этом направлении за последнее время проделана некоторая работа. По рекомендации Совета Московская Патри­архия запретила делать постриг в монахи лиц, не достигших 30-летнего возраста. Приняты меры по устранению из монасты­рей нежелательных элементов...

[Выводы]
Во-первых, количество монашествующих постепенно умень­шается; в 1969 году их было 1303, а теперь осталось 1273 человек, при этом женщин в их составе — 75%*;
во-вторых, половина всех монашествующих вступила в мо­настыри до 1945 года;
В середине 80-х годов насчитывалось от  1500 до 2000 монахов и монахинь.
84
85


в-третьих, более 50% монашествующих имеют возраст 60 и более лет, многие из них больные; в то же время в стенах монастырей 31 насельник (послушники и послушницы) в возра­сте до 30 лет;

в-четвертых, подавляющее большинство монашествующих (1063 человека) имеют начальное образование, хотя в их среде имеется и 111 человек с высшим светским образованием;

в-пятых, в числе монашествующих — 20 кандидатов богосло­вия, находящихся, в основном, в Троице-Сергиевой лавре (г. Загорск), а также окончивших духовные академии — 28 монахов и семинарии — 42.

Монастыри посещает довольно большое количество верую­щих. Так, в Троице-Сергиевой лавре (в г. Загорске) в дни больших религиозных праздников собирается до 15 тысяч бо­гомольцев, многие из которых приезжают за сотни километров.

От 2 до 5 тысяч молящихся собирается в Почаевской лавре Тернопольской области, Покровском женском монастыре г. Киева, Псково-Печерском монастыре Псковской области и др. Сюда поступают значительные денежные приношения верую­щих...
Совет по делам религий в настоящее время изучает деятель­ность монастырей. По итогам этой работы готовится совещание группы уполномоченных, на котором будут предложены новые мероприятия по усилению контроля за деятельностью монасты­рей и дальнейшего ограничения их, сокращения влияния на население.

ВРСХД. 1980. № 131. С. 362-372


-----------------------------------


15. Поместный Собор 1971 года

Патриарх Алексий (Симанский) скончался 17.4.1970 года в возрасте 93 лет. Последний раз Поместный Собор был созван для его избрания в 1945 году. С 30 мая по 2 июня-1971 года проходил Поместный Собор, в котором принимали участие иерархи Русской Православной Церкви, священники и миряне, чтобы избрать нового Патриарха и решить накопившиеся после предыдущего Собора вопросы и проблемы. Единственным кандидатом на избрание был Пимен (Извеков, 1910—1990), митрополит Крутицкий и Коломенский. По известной процедуре, путем открытого опроса каждого члена Собора, он был "избран" пятнадца­тым Патриархом Русской Православной Церкви.
На епископском совещании, состоявшемся накануне Собора для его подготовки, Местоблюститель Патриаршего Престола, будущий Патриарх митрополит Пимен, а также митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ро-тов), председатель Отдела внешних церковных сношений, подтвердили правильность решения епископского Синода 1961 года, ограничить функцию священника богослужением и проповедью. Хотя некоторые епископы высказались за возвращение к прежнему статусу (ответственность священ­ника за все происходящее в приходе), митрополит Пимен в своем вступительном слове на предсоборном совещании заявил, что для таких высказываний (возвращение к положению до 1961 года) "нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственно­му законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви" (Док. 208). Повторные попытки оправдать реше­ние Синода 1961 года (подтверждение которого Собором состоялось на следующий день), дают основание предпо­ложить, что внутрицерковное сопротивление снижению статуса священника до уровня нанятого исполнительным органом "служителя культа" было значительным.
87


Комментариев нет:

Отправить комментарий