[Из отчета Совета по делам религий перед ЦК КПСС за 1970 год, подписанного В. Фуровым*. Положение монастырей]
Монастыри в досоветский период являлись наиболее крупными идеологическими центрами православия, союзниками в реакционной политике царизма, очагами борьбы против всего передового, против революционной мысли. В свое они сыграли немалую роль в укреплении феодальных отношений в России, осуществляли колонизацию новых земель и сами являлись крупными землевладельцами...
В связи с воссоединением в 1939 году западных областей Украины, Белоруссии и республик Прибалтики и бывшей Бессарабии на территории СССР оказалось 88 действующих монастырей; в их стенах находилось более 5 тысяч монашествую. Количество монастырей возросло также в период Великой Отчественной войны. На оккупированной территории было восстановлено 16 монастырей, в том числе: в Киевской области 6, Одесской — 3, Винницкой — 2, Хмельницкой — 2, Полтавской — 1, Житомирской — 1 и Черниговской — 1. Таким , к началу 1946 года в СССР действовало 104 монастыря.
Монастыри в наше время — глубокий пережиток. И хотя они -должают получать материальную поддержку со стороны верующих, но не получают главного — пополнения монашествующих. Монахи — вырождающаяся категория, не имеющая резервов...
Руководствуясь указаниями директивных органов, за последние годы на местах проведена значительная работа по сокращению сети монастырей. В этих же целях использовано и возросшее влияние Совета по делам Русской Православной на Патриархию и епископат. Руками церковников было несколько десятков монастырей. В 1963 году под Иным предлогом (оползни в пещерах, необходимость исследования грунта и реставрации) была закрыта Киево-Печерская лавра, привлекавшая ежегодно до 500 тысяч паломни-
82
83
ков. Урезаны и земельные угодья. В конце 50-х и начале 60-х годов у монастырей было изъято более 1 тысячи гектаров земли.
В результате довольно сложной и деликатной работы сеть монастырей резко сократилась, уменьшились их возможности влияния на верующих*(1)
Об этом говорит следующая таблица:
1939 г 1949г.1959г. 1969г.
Количество монастырей 88(2) 75 47(3) 16
Число монашествующих 5100 4886 2836 1273
Число паломников в дни больших религиозных праздников более
100000 50000-60000 до 30000 до 20000
Из таблицы видно, что за последние 10 лет в стране прекратили свою деятельность более 30 монастырей. Сократилось также и количество монашествующих. Уменьшилось число паломников. Произошло некоторое уменьшение монастырских доходов.
ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)
Просто в результате жестоких гонений хрущевского периода. — Прим, редактора Вестника РСХД.
(2)
Не позднее чем с 1930 года в СССР не осталось больше монастырей. Это положение изменилось с территориальным расширением СССР в 1939 году: во исполнение секретных дополнительных протоколов пакта Гитлер — Сталин в 1939 году к Советскому Союзу присоединены Западная Белоруссия и Западная Украина; в течение войны была присоединена еще Закарпатская Украина. Цифры, указанные за 1939 год, включают в себя закрытые монастыри в прежних восточнопольских областях.
(3)
Патриархия за 1958 год приводила цифру 69 монастырей (Русская Православная Церковь. Устройство... М. 1958).
-----------------------------------
Дислокацию монастырей можно видеть из следующей таблицы:
Наименование республик и областей количество монастырей Число монашествующих
женских мужских
1. Украинская ССР 8 1 856
2. Молдавская ССР 1 - 74
3. Белорусская ССР 1 - 64
4. Литовская ССР 1 - 30
5. Латвийская ССР 1 - 36
6. Эстонская ССР 1 - 100
7. РСФСР:
а) Загорск - 1 52
б) Печоры - 1 61
Итого 13 3 1273
Регулирование состава монашествующих — сложное и тонкое дело.
Однако и в этом направлении за последнее время проделана некоторая работа. По рекомендации Совета Московская Патриархия запретила делать постриг в монахи лиц, не достигших 30-летнего возраста. Приняты меры по устранению из монастырей нежелательных элементов...
[Выводы]
Во-первых, количество монашествующих постепенно уменьшается; в 1969 году их было 1303, а теперь осталось 1273 человек, при этом женщин в их составе — 75%*;
во-вторых, половина всех монашествующих вступила в монастыри до 1945 года;
В середине 80-х годов насчитывалось от 1500 до 2000 монахов и монахинь.
84
85
в-третьих, более 50% монашествующих имеют возраст 60 и более лет, многие из них больные; в то же время в стенах монастырей 31 насельник (послушники и послушницы) в возрасте до 30 лет;
в-четвертых, подавляющее большинство монашествующих (1063 человека) имеют начальное образование, хотя в их среде имеется и 111 человек с высшим светским образованием;
в-пятых, в числе монашествующих — 20 кандидатов богословия, находящихся, в основном, в Троице-Сергиевой лавре (г. Загорск), а также окончивших духовные академии — 28 монахов и семинарии — 42.
Монастыри посещает довольно большое количество верующих. Так, в Троице-Сергиевой лавре (в г. Загорске) в дни больших религиозных праздников собирается до 15 тысяч богомольцев, многие из которых приезжают за сотни километров.
От 2 до 5 тысяч молящихся собирается в Почаевской лавре Тернопольской области, Покровском женском монастыре г. Киева, Псково-Печерском монастыре Псковской области и др. Сюда поступают значительные денежные приношения верующих...
Совет по делам религий в настоящее время изучает деятельность монастырей. По итогам этой работы готовится совещание группы уполномоченных, на котором будут предложены новые мероприятия по усилению контроля за деятельностью монастырей и дальнейшего ограничения их, сокращения влияния на население.
ВРСХД. 1980. № 131. С. 362-372
-----------------------------------
15. Поместный Собор 1971 года
Патриарх Алексий (Симанский) скончался 17.4.1970 года в возрасте 93 лет. Последний раз Поместный Собор был созван для его избрания в 1945 году. С 30 мая по 2 июня-1971 года проходил Поместный Собор, в котором принимали участие иерархи Русской Православной Церкви, священники и миряне, чтобы избрать нового Патриарха и решить накопившиеся после предыдущего Собора вопросы и проблемы. Единственным кандидатом на избрание был Пимен (Извеков, 1910—1990), митрополит Крутицкий и Коломенский. По известной процедуре, путем открытого опроса каждого члена Собора, он был "избран" пятнадцатым Патриархом Русской Православной Церкви.
На епископском совещании, состоявшемся накануне Собора для его подготовки, Местоблюститель Патриаршего Престола, будущий Патриарх митрополит Пимен, а также митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ро-тов), председатель Отдела внешних церковных сношений, подтвердили правильность решения епископского Синода 1961 года, ограничить функцию священника богослужением и проповедью. Хотя некоторые епископы высказались за возвращение к прежнему статусу (ответственность священника за все происходящее в приходе), митрополит Пимен в своем вступительном слове на предсоборном совещании заявил, что для таких высказываний (возвращение к положению до 1961 года) "нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви" (Док. 208). Повторные попытки оправдать решение Синода 1961 года (подтверждение которого Собором состоялось на следующий день), дают основание предположить, что внутрицерковное сопротивление снижению статуса священника до уровня нанятого исполнительным органом "служителя культа" было значительным.
87
Комментариев нет:
Отправить комментарий