СБОРНИКДОКУМЕНТОВ
Отсюда Лука делает вывод, что это не что иное, как началось гонение на церковь и духовенство, закрытие церквей под тем или другим предлогом, аресты священников за те же преступления, за которые они уже отбыли наказание по 10 лет, — Лобов, Дубровин.
На мое разъяснение ему, что никто церквей не закрывает, а если решением Облисполкома по трем молитвенным домам расторгнуты договора, то они фактически не действовали за отсутствием священников больше года, а такое положение не может продолжаться бесконечно.
Вина самого Епархиального Управления, что продолжительное время не обеспечивало эти молитвенные дома священниками.
Священников за то только, что они священники, не арестовывают, а если арестован Дубровин и др., то, видимо, на это были основания, и об этом знают органы, которые арестовали.
Все это архиепископа Луку не убедило, он остался при том мнении, что началось гонение на церковь и духовенство.
Затем зашел разговор о приписных церквах, я ему объяснил, что у нас в Крыму приписных церквей быть не может, так как они все являются приходскими, но допускается, что в тех приходах, в которых нет священников, временное их обслуживание священниками ближайших церквей — не свыше 3-х месяцев. Лука и здесь усмотрел гонение на церковь и говорит: поскольку священников не хватает, старые кадры выбывают, новые готовятся слабо, а т.к. церкви, не действующие за отсутствием священников свыше 6-ти месяцев, должны закрываться, поэтому количество церквей все будет уменьшаться, и привел такой пример: «При епископе Иоасафе в Крыму было более 60 церквей, когда я прибыл в Крым, принял 58 церквей, а сейчас осталась 51, а через пару лет, видимо, останется 40 или еще меньше, и далее Лука сказал — так вы, коммунисты, и ведете к тому, чтобы церкви и религиозность среди населения свести на нет, а новых церквей не разрешаете
№53
открывать, хотя население их желает иметь», привел пример с Балаклавой.
В заключение беседы Лука сказал:
«Когда я был у Патриарха и беседовал с ним на эту тему, последний мне говорил, что такое положение повсюду, количество церквей все уменьшается, а новых открывать не разрешают»,— и далее заметил: «Поэтому вас, коммунистов, и ругают везде за границей, что в СССР гонение и преследование церкви, что так оно и получается, церкви закрывают, священники арестовываются и высылаются, — привел пример с себя, что я 11 лет пробыл в тюрьмах, в ссылках, и никакого мне обвинения не предъявлялось».
Мои замечания и разъяснения о неправильном его суждении убедить его не могли. <...>
Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров
СССР по Крымской области Я. Жданов
ГААРК. ф. Р-2647. Оп. 1. Д. 11. Л. 79-81.
№53
Из докладной записки начальника Управления МГБ СССР по Крымской области в МГБ СССР
5-6 ноября 1949г.
<...> По линии церковно-православной к [онтр]р [еволюции] посылались в маршрутные командировки: агент «Зайцев» в город Севастополь, агент «Соколовский» в город Ялту и секретный осведомитель «Светлов» в Бахчисарайский район.
19 октября сего года наш агент «Мария» сообщила, что священник церкви с. Партизанское Бахчисарайского
236
237
СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ
района Крымской области — Коваленко Яков Сергеевич, 1867 года рождения, проживающий в доме рядом со школой, имеет портреты-открытки с изображением царской семьи и что он зазывает к себе детей-школьников и показывает им открытки, разъясняя, кто изображен на них, и при этом восхваляя жизнь при царизме.
20 октября сего года нами был направлен в маршрутную командировку в с. Партизанское к священнику Коваленко агент «Светлов», который подтвердил все изложенное выше.
Нами были приняты следующие меры:
октября об этом случае было сообщено зам. начальника отдела «О» МГБ СССР тов. Юсупову, который рекомендовал через представителей сельского совета изъять у Коваленко открытки.
октября в с. Партизанское выезжал начальник отделения «О» майор Клименко, который установил, что к священнику Коваленко действительно заходили школьники, которым он показывал портреты царей и восхвалял жизнь при царизме, и поручил председателю сельского совета вместе с заведующим школой изъять портреты у Коваленко и доставить их нам, оформив все это актом, что ими и было сделано 22 октября сего года.
Узнав от старосты церкви Поповой, что священник Коваленко имеет у себя портреты-открытки с изображением царской семьи, архиепископ Лука с целью самостраховки вызвал к себе Коваленко и в присутствии нашей агентуры заявил ему:
«Что ты там делаешь? Ты знаешь, что меня могут за это посадить в тюрьму?»
После беседы с Коваленко, по совету нашего агента «Вологодского», Лука издал 26 октября с. г. по этому поводу указ следующего содержания:
«Иеромонах Коваленко освобожден от исполнения обязанностей настоятеля Петропавловской церкви с. Партизанское Бахчисарайского района в связи со старческой слабостью».
№53
После изъятия у Коваленко указанных выше портретов нами был поставлен в известность уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области тов. Жданов, и ему был дан совет поставить перед Лукой вопрос об окончательном увольнении Коваленко как служителя культа за проводимую им антисоветскую деятельность.
Священник Коваленко нами не арестован вследствие того, что он имеет преклонный возраст — 82 года и болен.
За Коваленко нами установлено агентурное наблюдение.
По этому поводу Лука написал 26 октября с. г. рапорт на имя Патриарха Алексия, в котором жалуется, что нет в Крыму священников и что, несмотря на это, он вынужден был «уволить за штат 83-летнего иеромонаха, не перестающего проявлять свою контрреволюционность».
Копия рапорта Луки прилагается.
За отчетный период по разработке архиепископа Луки заслуживающих оперативного внимания данных не поступило.
6/Х-1949 года Лука с целью поднятия дисциплины среди церковников разослал всем священникам и диаконам епархии директиву, в которой призывает к поднятию дисциплины среди священнослужителей, указывая, что: «Если суровая воинская дисциплина совершенно необходима в армии, то она еще более необходима в церкви, имеющей задачи еще более важные, чем задачи охраны отечества военной силой, ибо церковь имеет задачу охраны и спасения душ человеческих».
Начальник Управления МГБ СССР по Крымской области
генерал-майор Кондаков.
Верно: Нач. отделения «О» УМГБ
майор Клименко
5/6 ноября 1949 г.
№1/6/1603
г. Симферополь
Архив ГУ СБУ в АРК. Ф. 1. Д. 64. Т. 4. Л. 123-126.
238
239
Комментариев нет:
Отправить комментарий