Мученица Вера (Самсонова)
Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского
уезда Тамбовской губернии
*
в семье смотрителя арестного дома Николая
Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала
учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в
противоречие с ее религиозными взглядами, после того как власть в России
захватили безбожники. Глубоко верующий и просвещенный человек, она
ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и
Церковью. В конце двадцатых годов Вера была избрана старостой Пятницкой
церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском
монастыре в Касимове.
Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян –
почитателей блаженной Матроны
**
, жившей в деревне Анемнясево Касимовского
района, и царевича Иакова, скончавшегося в ХVII веке и погребенного на
территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и сама блаженная.
Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД
написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает
уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по
верующим»
1
.
Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в
Бутырскую тюрьму в Москве.
– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского
царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до
последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в
панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем
Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По
их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что
вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну
следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и,
почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее
квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой,
посещающих ее квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и
окрестных селений.
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
*
Ныне Пителинский район Рязанской области.
**
Матрона (Белякова), исповедница; память 16/29 июля. – Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где
я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и
верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих
– закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским
святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не
согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в
результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают
надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались
тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из
школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на
квартирах родителей.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича
Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но,
бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними
вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле...
В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса
виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича
Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.
16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено,
и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной
деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она,
«являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в
контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского
царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных
исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в
преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного
кодекса...»
2
.
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру
Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она
была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда
прибыла 30 августа 1935 года.
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она
тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет
при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера
скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня
1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая
этот суровый и прекрасный край.
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь».
Тверь. 2008. С. 6-8 Библиография
УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719.
Примечания
1
УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1, л. 5.
2
Там же. Л. 231.
Комментариев нет:
Отправить комментарий