четверг, 30 мая 2013 г.

Сб-2 Новомученики Бердянские /12 940/



http://eparhiya.com.ua/index.php/2009-11-14-12-10-16.html



o_vict_2Священномученик Виктор Киранов родился 8 марта 1881 г. в селе Мануиловка Бердянского уезда. После окончания Таврической семинарии он в 1903 г. поступил в Юрьевский университет, но уже в следующем году оставил его, решив посвятить себя служению Церкви. С 30 октября 1905 г. в сане иерея он служил на различных приходах Таврической епархии. В начале 20-х годов отец Виктор был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенского собора города Бердянска, в котором прослужил вплоть до его закрытия в 1928 г. В этом же году храм был взорван, и отец Виктор перешел служить в Покровскую церковь, настоятелем которой, а также благочинным Бердянского округа оставался до своего ареста. Многие священники из разрушенных церквей находили пристанище при Покровском храме: их оформляли певчими, сторожами и пр. Кроме того, была заведена касса взаимопомощи для поддержки малоимущего духовенства, благодаря которой от голодной смерти были спасены семьи многих гонимых клириков.
Протоиерей Виктор делал все возможное, чтобы отстоять последний в городе храм, однако силы были неравными и храм безбожными властями был закрыт. В начале лета 1937 г. отца Виктора арестовали. На допросах священник держался мужественно, все возведенные на него клеветнические обвинения отрицал. О том, как происходило следствие, он писал родным: "...Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка в течение 300 часов с перерывом в 6 часов". Но это не сломило дух исповедника: "Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова - сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению... Страдаю я, как вам известно, совершенно невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чем не повинен, весь город это может подтвердить... Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное. Карцер - отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я Его лишь благодарю за милость исправления этим путем. Всех вас прошу: да будет мир между вами во спасение ваше, а мне в утешение".
29 октября 1939 г. тройка при НКВД осудила священника на 8 лет лагерей. Скончался протоиерей Виктор в лагере 30 марта 1942 г.

o_mich_2Священномученик Михаил Богословскийродился 5 сентября 1883 г. в селе Сошки Тамбовской губернии Липецкого уезда в семье псаломщика. В 1909 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со званием кандидата богословия. Еще студентом он отличался смирением, сдержанностью, особым молитвенным настоем, мудрой трезвенностью в суждениях, углубленным интересам к богословским наукам. Преподавал в Таврической семинарии вплоть до ее закрытия 4 июля 1921 г. Михаил Константинович принял решение стать священником в то время, когда новая власть начала закрывать церкви и объявлять ее служителей вне закона. В 1921 г. он был рукоположен во иерея и направлен в Вознесенский собор города Бердянска. В начале 20-х годов отец Михаил нередко принимал участие в популярных в то время диспутах на религиозные темы, которые, благодаря его философской и богословской эрудиции, а также проповедническому дару, неоднократно заканчивались посрамлением малограмотных агитаторов. Это помогало простым людям правильно разобраться в сложной церковной ситуации тех лет. За свою проповедническую деятельность отец Михаил был впервые арестован в 1924 г. Второй раз его арестовали в начале лета 1937 г. вместе с другими священниками города. На допросах в запорожской тюрьме он держался стойко и мужественно; мучители, глумясь над священнослужителем, выбрили ему на голове крест. Отец Михаил был осужден на 5 лет лагерей. Протоиерей Виктор Киранов оказался с ним в одном бараке. В своих письмах родным он, отмечая кторость и смирение соузника, называл его "преподобный отец Михаил". Сохранилось свидетельство, как блатной садист, издеваясь над отцом Михаилом, вырвал ему по волоску брови и ресницы. Надзиратель, увидев это, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. И лагерный садист, пораженный любовью и великодушием пастыря, тайно пришел к отцу Михаилу и со слезами просил прощения. Протоиерей Михаил Богословский мирно отошел ко Господу, со смирение испив всю чашу своих страданий, 28 марта 1940 г. в Краслаге НКВД. Отец Виктор Киранов стал свидетелем смерти протоиерея Михаила. Он писал домой: "Думаю, почти верю, что Господь принял душу его как праведника и человека, равного другим святым, угодившим Ему". "Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, а она, без сомнения, истинна, то он по аналогии со всеми святыми, без сомнения, предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития".

o_alex_2Священномученик Александр Ильенковродился 9 апреля 1896 г. в Крыму в пос.Судак в семье священника. Окончил Таврическую семинарию. Был разносторонне образованным человеком, хорошо разбирался в медицине, знал французский и греческий языки. После революции семья Ильенковых перебралась в село Черниговку Бердянского уезда. Священный сан Александр Александрович принял в неспокойный 1924-й год и, как предостерегали близкие, его пастырская жизнь сложилась исключительно трудно, служение проходило в деревнях в наиболее трагический период для крестьянства. Его вдохновенные проповеди и пастырское окормление спасло многих от духовной гибели. В 1930 г. семья священника пережила комсомольский погром и была вынуждена перебраться в город Бердянск. Со смирением, безропотно отец Александр работал на самых черных и низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить семью. Как и многие, он оказался при Покровском храме и после его закрытия в 1937 г. был арестован. На допросах, несмотря на изощренные пытки и избиения, виновным себя в клеветнических обвинениях не признал. Был направлен в Соликамский Усомлаг, где сподобился праведной кончины 14 марта 1942 г. В эту ночь его дочь, находившаяся в немецком лагере, увидела сон: как будто на небе распускается прекрасный бутон и из него появляется Лик Спасителя, а рядом в священническом облачении коленопреклоненно молящийся иерей Александр.


Каково это — жить, зная, что твой отец — святой? Этим вопросом задался клирик храма в честь Новомучеников Бердянских протоиерей Евгений Клименко. Отец Евгений поделился впечатлениями от поездки к дочери одного из святых, которым он молится за каждым богослужением.
Ранним туманным утром выезжаю в храм. Мысли и чувства переполняют. Сегодня день памяти cвященномученика Александра Ильенкова, одного из трёх покровителей Бердянска.Именно сегодня ровно месяц с момента моего служения в храме Новомучеников Бердянских. Именно сегодня я встречусь с дочерью святого иерея Александра Ильенкова — Зоей Александровной.
Накануне богослужения перечитываю жизнеописание о. Александра, пересматриваю сохранившиеся фотоснимки. Пытаюсь представить, каким же был этот священник, сознательно принявший сан во времена гонений.
Священномученик Александр Ильенков родился 9 апреля 1896 г. в Крыму в пос. Судак в семье священника. Окончил Таврическую семинарию. Был разносторонне образованным человеком, хорошо разбирался в медицине, знал языки. После революции семья Ильенковых перебралась в село Черниговку Бердянского уезда.
Как рассказывала Зоя Александровна, её дед Александр служил там священником. Её отец, Александр Александрович, принял сан в неспокойный 1924-й год в городе Ногайске, (ныне Приморск). Примечательно, что рукоположен о. Александр был будущим священномучеником епископом Мелитопольским Сергием (Зверевым).
Как и предостерегали близкие, его пастырская жизнь сложилась исключительно трудно, Принять сан в годы гонения на православие — это уже подвиг. Служение о. Александра проходило в селе Новопавловка, (Ногайского р-на) в храме Рождества Божьей Матери, в наиболее тяжелое время для крестьян.
Мне случалось приезжать в село Партизаны (ранее Новопавловка). Верующие старожилы села рассказывали, что на месте сельского клуба была красивейшая церковь Матери Божьей, где вдохновенно нёс своё послушание святой новомученник, наставляя народ Божий на прекращение братоубийства и грабежей, Его проповеди и пастырское окормление спасло многих людей от духовной гибели. Так было до 1930 г.
В этом году семья священника пережила комсомольский погром и была вынуждена перебраться в город Бердянск. Там уже собралось духовенство у второго священномученика Бердянска — протоиерея Виктора Киранова, который являлся благочинным. Последним их пристанищем был Свято-Покровский храм, где они числились певчими, сторожами, истопниками. Со смирением, безропотно, отец Александр работал на самых черновых и низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить семью.
Так было до закрытия храма в 1937 г. Отец Александр был арестован. На допросах он мужественно переносил пытки и избиения, но виновным себя не признал. В 1939 г. ему был вынесен приговор, по которому он был осуждён на пять лет лишения свободы и направлен в Соликамский Усомлаг. Но на свободу священник уже не вышел. Условия жизни были настолько тяжелыми, что подорвали его здоровье. 14 марта 1942 года иерей Александр Ильенков скончался в лагере в возрасте 46 лет.
После окончания Литургии едем в гости к дочери новомученика. Выбираем цветы для Зои Александровны, покупаем нехитрые гостинцы, так хочется порадовать ее, поблагодарить за то, что столько лет хранила память о своем отце и донесла до нас ценные воспоминания и факты из его жизни. Невольно возникает вопрос: а как оно — быть дочерью святого?
Подходим к маленькому домику за деревянным забором. Нас встречает внучка новомученика — Валентина: к сожалению, Зоя Александровна уже не встает с постели. Входим в скромное жилище: все очень просто устроено, из «ценностей» только иконы и старые семейные фотоснимки. На кровати сидит старенькая седоволосая женщина, пытается разглядеть своих гостей.
Здороваемся с ней, дарим цветы, подарки, с трудом сдерживаем волнение, ведь перед нами — живая история. Начинается наше общение с Зоей Александровной, и сразу на душе становится тепло и празднично. Несмотря на свой преклонный возраст, она сохранила ясный ум и хорошую память. Как говорит сама Зоя Александровна, все это благодаря молитве, кто молится — тому Господь и ум, и память продлевает.
Много рассказывает об отце, какой он был в семье, как любили его родные и прихожане. Был всесторонне развитым, трудолюбивым. И иностранные языки знал, и в медицине разбирался, и гвоздь забить, и корову сдоить мог, если нужно было. Не гнушался никакой работы в последнее перед арестом время, чтобы прокормить семью. Таким он и запомнился дочери, такой его образ она и хранила в своей памяти всю свою нелегкую жизнь, все время ощущая его незримую поддержку и заступничество.
После ареста в семье у о. Александра остался сын Нил, дочь Зоя и приёмный ребёнок Арсений. Тяжело даже представить себе, что пришлось испытать матушке и детям. По рассказам Зои Александровны, от голодной смерти их спасла швейная машинка «Зингер», которая и сейчас как реликвия хранится у неё в доме.
Беру в руки старые, пожелтевшие от времени фотографии. Вот она, святость, на меня с фото сморит подвижник своего времени. Взгляд сосредоточенный, полный спокойствия и душевной чистоты, на руках он держит маленькую дочь, которой суждено будет пройти сложный жизненный путь дочери врага народа. Внимательно вслушиваюсь в слова интеллигентной, умудренной временем женщины, которая излучает невидимый свет и теплоту своего внутреннего мира. Зоя Александровна, будто читая мою мысль, говорит мне: «Не думайте, о нас, что мы уж такие святые. Бывало, что и ссорились с братом, и шутили друг над другом, и много чего в жизни было, но всегда любовь побеждала все жизненные неурядицы».
С трепетом в душе хранит она детские воспоминания о Прощёном воскресении. С большим волнением ожидали отца из храма, затем становились на колени и просили прощение друг у друга. Всё это происходило в торжественной и трогательной обстановке.
Медленно Зоя Александровна переходит к рассказу о духовной связи с отцом. Когда была в немецком лагере, в ночь смерти папы, 14 марта, увидела сон: как будто на небе распускается прекрасный бутон розы и из него появляется лик Спасителя, а рядом в священническом облачении коленопреклоненно молящийся папа. «Вот и перед вашим приходом снился мне отец, — говорит она, — в другой комнате говорил по телефону, долго, что-то рассказывал, а утром вы звоните, что в гости приедете».
Время за общением пролетело быстро, выходя со двора, поймал себя на мысли, как мне хочется ещё хотя бы разок, побывать в этом доме, где хранятся живые воспоминания о простом священнике, которого Господь сподобил стать небесным покровителем нашего города.
Мысли о жизни новомученика не покидают меня. Как же много нужно испытать и претерпеть до конца в своей жизни, чтобы стать святым…
Священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Комментариев нет:

Отправить комментарий