Торжество жизни в лагере смерти
Предлагаем вниманию читателей статью из журнала «Православный паломник».
6 мая 1945 года узники одного из самых страшных гитлеровских концлагерей — Дахау — праздновали Святую Пасху.
Лаборатория пыток
Дахау - первый концентрационный лагерь в Германии, созданный еще в марте 1933 года. Это была своего рода «лаборатория», в которой отрабатывались самые зверские формы физического и психологического воздействия на человека. Здесь проводились бесчеловечные медицинские опыты над людьми. Изучались воздействие на них холода, возможность с помощью медикаментов управлять их поведением.
Расположение лагеря оказалось далеко не случайным. Жители небольшого города Дахау на выборах 1933 года единодушно проголосовали против нацистов, и фюрер им отомстил: построил концлагерь таким образом, чтобы ветер нес на город дым из печей лагерного крематория вместе с запахом сгоревших трупов.
Сначала нацисты отправляли в Дахау своих политических противников: коммунистов, социалистов и противившихся режиму священников. А также тех, кто, по их мнению, портил «арийскую расу». С началом второй мировой войнысюда стали поступать военнопленные и интернированные.
В Дахау, по свидетельствам очевидцев, построили полигон, на территории которого были насыпаны валы и вырыты траншеи для военных «учений». Военнопленные должны были уходить от огня, а солдаты-новобранцы - стрелять по живым мишеням. Отличившиеся получали шанс попасть в элитные части СС. А тех, кто не справлялся с заданием, в лучшем случае отправляли на фронт, а в худшем - за колючую проволоку. Солдат в охрану лагеря отбирали особенно тщательно. Одним из условий приема было официальное отречение от веры. Для нацистов не могло быть других богов, кроме Гитлера.
Освобождение
За время существования лагеря в нем содержались 250 тысяч человек из 24 стран мира, в том числе из Советского Союза. Около 70 тысяч были зверски замучены, 140 тысяч переведены в другие концлагеря, и лишь около 30 тысяч дожили до освобождения.
Трудно представить, чего стоило узникам Дахау и других нацистских лагерей просто оставаться людьми. А они еще находили в себе силы для борьбы! За день до освобождения концлагеря 28 апреля 1945 года действовавшая в Дахау подпольная организация подняла восстание, сорвав план уничтожения оставшихся в живых заключенных.
А на следующий день у ворот лагеря появились американские солдаты. Вот что об этом писал бывший узник Дахау (№ R 64923) Глеб Александрович Рар: «Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных». Американцы были так потрясены увиденным, что без суда и следствия расстреляли многих немецких солдат из числа охраны, сдавшихся в плен.
Страстная седмица
Война заканчивалась. Уже покончил с собой Гитлер, советские войска взяли Берлин. Оставалось несколько дней до капитуляции Германии. Г. А. Рар пишет: «Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в „блоке 27“ - моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.
Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина. Из положения выходили так: взяли холстинные полотенца в лагерной больнице, соединили их по всей длине и получили епитрахиль. Пришили к ней красные кресты - те самые, что были на форме медперсонала больницы.
Очень помогли католические священнослужители - тоже узники Дахау. Фашисты разрешали им служить мессу перед началом работы. «Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в „блоке 26“, который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока, - вспоминает Г. А. Рар. - Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенно пустой».
Пасхальное богослужение
День Святой Пасхи в тот год пришелся на день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В богослужении приняли участие сербы, греки и немногие русские. К тому времени в лагерь уже прибыли офицеры СМЕРШа, которые начали возводить новые загородки, отделяя советских узников от остальных заключенных. Впоследствии им предстояла репатриация, а многим - новые лагеря.
«За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году, - пишет Г. А. Рар. - Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные ризы, которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры - все пелось наизусть. Евангелие - «В начале было Слово» - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста - тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!
Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.
Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».
Комментариев нет:
Отправить комментарий