среда, 24 апреля 2013 г.

История Волгоградской епархии в советский период


http://www.bogoslov.ru/data/163/410/1234/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC%20%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2,%20%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4.pdf


ИеродиаконСерафим (Наумов)
«ИсторияВолгоградскойепархии
всоветскийпериод (1917-1991 гг.)»


Специальность – церковнаяистория
АВТОРЕФЕРАТ
диссертациинасоисканиеученойстепени
кандидатабогословия


Актуальностьнастоящейработыобусловлена, преждевсего, тем,
чтовсовременнойнаучнойлитературенедостаточноисследований,
освещающихположениеРусскойПравославнойЦерквинатерритории
Волгоградскойобластивпериод 1917 – 1991 гг. Нарегиональномуровне
повышенныйинтересисследователейкисторииродногокраяобусловлен
необходимостьювоссозданияадекватногопредставлениясобытий,
происходившихвэтотпериод.


ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
Внашемисследованиинаосновеархивныхдокументовбыла
предпринятапопыткапроизвестианализцерковно-государственных
отношенийнатерриторииВолгоградскойобласти. Входеанализаудалось
выделитьшестьосновныхэтаповвисториивзаимоотношенийЦерквии
государстванатерриторииВолгоградскойобластивпериодс 1917 по 1991
гг.
Первыйпериод (1917-1925 гг.) охватываетреволюционноевремя,
гражданскуювойнуиэпохустановлениясоветскойвласти. Вданноевремя
происходитформированиеновыхцерковно-государственныхотношений.
ДляновойвластиЦерковь – этосильныйпротивникивраг. Насаждениевсеобщегоатеизмаиискоренениевсякойрелигиозностибылооднойиз
главныхзадачвластныхструктур.
Гражданскаявойнаразделиланароднадвапротивоположныхлагеря
– белыхикрасных. Этосталонастоящимбедствиемдлястранывцеломи
нашегорегионавчастности. Многиесвященнослужителиприсоединились
кбелымиушлизаграницу. Тодуховенство, котороеосталосьприхрамах
ипастве, подвергалосьрепрессиямсостороныкрасных.
Вэтотпериодактивнозакрывалисьхрамы, домовыецерквии
монастыри. Даннаяэпохаознаменованапоказательнымипроцессами
противдуховенства, изъятиемцерковногоимуществаивскрытиеммощей,
чтопредставлялособойявноеидерзкоенадругательствонадсвятынямии
чувствамиверующих.
НоваявластьпредпринялапопыткууничтожитьЦерковьнетолько
снаружи, ноиизнутри, чемуспособствовалопоявлениеобновленчествана
НижнейВолгеиДону. Началовэтомделебылоположенобывшим
иеромонахомИлиодором (Труфановым), который, узнавореволюциив
России, постаралсяиспользоватьэтотфактвсвоихкорыстныхцелях.
Подготовленностьпочвыпозволиларасколуглубокоразделить
духовенствоимирянЦарицынскойепархиинадесятилетия.
Второйпериод (1926-1936 гг.) характеризуетсяпродолжающимся
сокращениемчислаприходовСталинградскойепархии, чтопривелок
дальнейшемуизъятиюцерковныхзданийна «культурныецели» (также
храмыиспользовалисьвкачествезернохранилищилипростопустовали).
Храмызакрывалисьисключительнопотому, чтоэтобылонужноместной
власти, навозмущениежеприхожаннеобращалосьникакоговнимания.
Однаковерующихлюдейотэтогонесталоменьше. Поройревнители
атеизма, ксвоемуудивлению, подводястатистику, обнаруживали, что
многиекоммунистыипартийныеработникиходятвхрамыисовершают
религиозныеобряды. Подобныефактыговорилилишьотом, что
запретительныемерывотношениирелигиии пропагандаатеизматакинесмоглидостичьосновнойцели – созданиябезрелигиозногоНижне-
Волжского (Сталинградского) края.
Обновленцывэтотпериодпродолжалиусиливатьсвоипозиции, и
этопривелоктому, чтоужевначале 1930-хгодоввг. Сталинградеу
священниковПатриаршейЦерквинебылониодногодействующегохрама.
Лишьблагодаряусиленнымпросьбамверующихимвскоревернули
Алексеевскую (Кладбищенскую) церковь (внастоящеевремяэтоместона
пересеченииул. Рокоссовскогои 2-ойПродольной). Непоколебимое
стояниеввередуховенстваимирянПатриаршейЦерквиспособствовало
тому, чтолюдисталиориентироватьсянаних, аненаобновленцев.
Третийпериод (1937-1940 гг.) характеризуетсямассированным
наступлениемнаЦерковьирезкимусилениемгонений. Изприведенных
вышеданныхвидно, чтовСталинградскойобластинаконец 1937 гина
начало 1938 гприходитсяразгаргоненийнаЦерковь. Большинство
клириковимирян, арестованныхорганамиНКВД, былирасстреляны. Нам
удалосьпроработатьматериалыархиваУФСБпоВолгоградскойобласти
порепрессированнымвэтигоды, врезультатечегомыпришлик
следующимвыводам:
1. РепрессиипреобладаливНижне-Чирском, Пролейскоми
Еланскомрайонах;
2. Восновноймассесвященникиподвергалисьрасстрелу, некоторые
жебылиосужденына 10 летлагерей. Следовательно, советскаявласть
стараласьуничтожитьцерковнуюверхушкудаженаприходах. Примерно
тойжеучастиподвергалисьверующие, занимавшиевысокиедолжностина
приходе (например, ктиторхрамаилипредседательцерковногосовета);
3. В 1937-оми 1938-омгодахнавынесениеприговорасрасстрелом
влиялонетолькотообстоятельство, являлсяличеловексвященникомили
занималдолжностьнаприходе, ноитотфакт, былличеловек каким-то
образомсвязансбелогвардейцамииливысланкаккулак, выступалли
противколхозовит. п.; 4. Расстрелыпроизводились, какправило, в 1.50, 2.50 или 3.50 ночи.
Расстреливалиприговоренныхгруппами.
Витогек 1941 г. РусскаяПравославнаяЦерковьвСталинградской
областиоказаласьпочтиполностьюразгромленной. Еслижепопытаться
подвестинекоторуюстатистикупорепрессиям, томыполучим
следующуюкартину. Предположительно, поимеющимсянаданный
моментунассведениям, былорепрессировано 110 священнослужителей: 1
игумен, 5 иеромонахов, 9 протоиереев, 82 священника, 3 протодиакона, 4
диаконаи 6 псаломщиков. Втомчисле – 22 священнослужителяиз
Царицына-Сталинграда. Всегорасстреляно 49 человек, 61 человек
арестованвразноевремя. Понашимподсчетам 10 репрессированных
приходитсяна 1918-1919 гг., 36 человек – на 1936-1937 гг., и 4 на 1941-
1945 гг.
Согласнонашемуподсчетурепрессировано 46 мирян. Изних 6
председателейцерковныхсоветов, 5 членовцерковныхсоветов, 2
старосты, 1 казначейи 1 ктитор. Шестьчеловекпроживалив
г. Сталинграде, аостальныебылиизрайоновобласти. Шестероуказалив
анкетах, чтоониказаки. Всегорасстреляно 19 человек, 27 получили
различныесроки. 5 арестовприходитсяна 1922 год, 4 – на 1924-1925 гг., 4
– на 1930-1931 гг., 28 – арестовано 1937-1938 году, 2 человека – в 1941. О
болеераннихарестахверующихунассведенийнет.
Тотфакт, чтоиз 156 арестованныхбылорасстреляно 68 человек (т.е.
45%), свидетельствуетожестокостирепрессий. Пикжерепрессий
приходитсяна 1937-1938 гг. – из 156 человеквэтигоды 64 находилисьв
заключении – тоже 45 процентов. Репрессиипродолжалисьивгоды
Отечественнойвойны, тогдабылоарестовано 4 священнослужителяи 2
мирянина.
Четвертыйпериод (1941-1953 гг.) характеризуетсязаметной
трансформациейотношениймеждуЦерковьюигосударством. Начавшаяся
ВеликаяОтечественнаявойнасильноизменилаисторическиесудьбынашегонарода. РусскаяПравославнаяЦерковь, измученная, понёсшая
невосполнимыеутраты, темнеменее, выполниласвоюмиссию, духовнои
материальноукрепиврусскийнародвегоборьбесфашизмом. Активная
патриотическаяпозицияЦерквисыгралаогромнуюрольвпобеденад
Германиейиеесоюзниками. ВрезультатеРусскаяПравославнаяЦерковь
выходитнадругойуровеньцерковно-государственныхотношений, таккак
начинаетвосприниматьсягосударственнойвластьюнекаквраг, акак
союзник.
ОсобыеиспытаниявыпалинадолюСталинградскогоблагочиния.
ЗдесьразыгралосьрешающеесражениеВторойМировойвойны –
Сталинградскаябитва. БольшиепотеривынудилируководствоЦеркви
присоединитьразореннуювойнойСталинградскуюепархиюк
Саратовской, образовавнаееместенесколькоблагочиний.
ОткрытиехрамовирегистрацияновыхприходоввСталинградской
областипродолжалисьнедолго. Количествозаявленийнаоткрытие
церквейуменьшалось, аместныевластиявнопрепятствовали
возрождениюЦерквиврегионе. Причемрядхрамовбылуничтоженне
тольковойной, ноитем, чтовпланировкегородаонимешали
строительствуопределённыхобъектов.
Впятыйпериод – времяправленияН.С.Хрущева – былнанесён
серьезныйуронблагочиниямСталинградскойобласти. Сократилосьчисло
приходов, ухудшилосьихматериальноеобеспечение. Государство, где
господствовалатеизм, сталокультивироватьнегативноеотношениек
Церквииверующим. Н.С.Хрущеврешилпокончитьсрелигиейрази
навсегда, ноблагодарягибкойполитикеклираипреданностивере
Церковьсумелавыжитьдажевэтотрудноедлянеевремя.
Законы, запрещавшиерелигиозноевоспитаниемолодежи, теперьне
толькособлюдалисьстроже, ноитолковалисьвесьмашироко, вплотьдо
запрещениядетямимолодежиходитьвцерковь. Ихотянеимелось
письменныхраспоряжений, но, согласноустнымуказаниямуполномоченных, священникамзапрещалосьначинатьслужбу, покав
церквинаходилисьдети, атакжепричащатьдетейимолодежь. Стаким
положениемвынужденыбылисогласитьсянекоторыеепископыи
большинствосвященников. Всеэтосопровождалосьсоответствующей
кампаниейвпрессе, атакжеместнымизапрещениямимальчикам
прислуживатьвалтаренатомосновании, будтоэтонарушаетзакон,
запрещающийдетямработатьвцеркви.
Вшестойпериод (1965 – 1987 гг.) церковно-государственные
отношенияпретерпелизначительныеизменения. ПравлениеН.С.Хрущева
показало, чтогосударствосатеистическойидеологиейнеспособно
уничтожитьрелигию. Присохраненииофициальнойатеистической
идеологииеёсодержаниепостепенновыхолащивалосьи, вконцеконцов,
превратилосьвпроформу. Этосоздалоблагоприятныеусловиядля
постепенноговосстановленияволгоградскихблагочиний. Благодаря
усилиямархиепископаПименаидуховенствасталиширокопроводиться
ремонтныеработывхрамахимолитвенныхдомах, вырослачисленность
духовенства, возрослочислоприходов, улучшилосьпениеиколичество
певчихвхорах.
Седьмойпериод (1988-1991 гг.) охватываетпоследниегоды
советскойвласти. Признаниегосударствомвгодыперестройкиправ
личности, праванасвободувероисповеданий, постепенноенизведение
атеизмадалоновыйтолчоккразвитиюволгоградскихблагочиний.
Широкоеторжественноепразднованиенагосударственномуровне 1000-
летияКрещенияРусипоказало, чтоснятыпоследниеограниченияна
деятельностьЦерквиисложилисьблагоприятныеусловиядлявоссоздания
епархии. БлагодарядействиямархиепископаПименарезковозрастает
количествосвященнослужителейиприходов, проводитсяреставрация
храмов, создаютсяхорошиехорыиукрепляетсяцерковнаяжизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий