вторник, 16 апреля 2013 г.

прот Василий Борин ("Православная энциклопедия")



БОРИН
Т. 6, С. 28-29 опубликовано: 14 июня 2009г.


БОРИН

Василий Антонович (15.02.1916, дер. Городище Псковского у. Псковской губ.- 27.12.1994, с. Васкнарва (Сыренец) Ида-Вируского у., Эстония), прот. Род. в бедной многодетной крестьянской семье, мать рано скончалась, отец женился вторично. Религ. воспитание дети получили от мачехи: по праздникам вместе с ней ходили на богомолье в Псково-Печерский мон-рь, ежегодно принимали участие в традиц. крестном ходе по селам Печорского у. с чудотворными монастырскими иконами. Б. с юности чувствовал призвание к служению Церкви, однако в 1931 г., после смерти отца, вынужден был начать самостоятельную трудовую жизнь. В 1936 г. женился на девушке из купеческой семьи Л. В. Хломовой, в браке с к-рой родились четверо детей. В 1938 г. Б. был призван на военную службу в эст. армию, в 1939 г. демобилизовался. После установления в 1940 г. советской власти в Эстонии был раскулачен и скрывался. Во время второй мировой войны, когда Эстония была оккупирована фашистской Германией, Б. служил во вспомогательных нем. частях механиком и шофером, не принимая воинской присяги. В конце войны дезертировал, организовал небольшой партизанский отряд, присоединившийся позднее к Красной Армии. В военное время 7 раз был арестован и приговорен к расстрелу, но каждый раз чудесным образом оставался в живых.
Прот. Василий Борин. Фотография. 70-е гг. XX в.

Прот. Василий Борин. Фотография. 70-е гг. XX в.
В послевоенное время Б. поселился с семьей в Тарту, работал на лесозаготовках. В эти годы Б. обращался за духовным руководством к иеросхим. Симеону (Желнину), почитал блаженных инокинь Пюхтицкого мон-ря Елену (Кушаньеву) и Екатерину (Малкову-Панину), пробовал юродствовать; позднее в своем служении и в жизни старался подражать св. прав. Иоанну Кронштадтскому. В 1950 г. по рекомендации тартуского благочинного прот. Ростислава Лозинского Б. поступил в Ленинградскую ДС, 17 нояб. 1952 г. митр. Григорием (Чуковым) рукоположен во иерея. В том же году по семейным обстоятельствам ушел из семинарии и был направлен окормлять приход дер. Финёва Гора, в 1955 г. переведен в дер. Высокий Мост. Б. быстро приобрел всеобщую любовь и широкую известность, он откликался на все просьбы и нужды прихожан, был прост в общении. Имея благословение архиерея и своего духовника, с начала своего служения Б. принял на себя подвиг молитвы о бесноватых и душевнобольных, совершал над ними чин бесоизгнания по Требнику Петра (Могилы). Однако со стороны нек-рых прихожан, считавших, что священник собирает вокруг себя «каких-то сумасшедших», он не нашел понимания. В 1959 г. Б. ушел с прихода и продолжил учебу.
По окончании семинарского курса в 1963 г. Б. как священник, знающий эст. язык, был приглашен Таллинским еп. Алексием (Ридигером) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в Эстонскую епархию. 1 сент. 1963 г. Б. был назначен одновременно настоятелем ц. Богоявления в дер. Лохусуу (Логоза) и и. о. настоятеля ц. Рождества Богородицы в дер. Алайыэ (Олешница). 1 февр. 1969 г. на него было возложено исполнение обязанностей настоятеля Ильинского прихода в с. Васкнарва (Сыренец). Трехпрестольный пятикупольный Ильинский храм, в к-ром в течение 70 лет хранилась чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери, был разрушен в 1944 г. Возрождение храма совершалось при поддержке митр. Алексия и игум. Пюхтицкого мон-ря Варвары (Трофимовой). В маленькой деревянной церкви близ собора Б. «отчитывал» больных. Васкнарва стала местом паломничества тысяч людей, приезжавших со всего СССР, из Финляндии, Польши, США и др. мест. Постоянно при храме жили от 50 до 100 чел., страдавших душевными недугами, силами к-рых велись восстановительные работы. Б. считал, что строительство никогда не будет закончено, но вести его необходимо ради больных, находивших здесь помощь и занятие для себя. Ежедневно после вечернего богослужения или вечерних молитв Б. проповедовал. Священник был милосерден, терпелив, умел деликатно указать на скрытые и неисповеданные грехи, много молился о болящих, не терпел праздности. Тесное духовное общение Б. поддерживал с архим. Иоанном (Крестьянкиным), архим. Гермогеном (Муртазовым), прот. Николаем Гурьяновым, игум. Феодоритом (Ожигановым; в схиме Феодор). Во время богослужений (в т. ч. ночных), на к-рые собирались до 250 чел., милиция устраивала облавы, не успевших спрятаться богомольцев арестовывали и вывозили из Васкнарвы. Администрация часто направляла на Ильинский приход комиссии с проверками, пытаясь найти повод для закрытия храма и ликвидации общины.
1 янв. 1977 г. Б. был назначен настоятелем Ильинского храма, 3 апр. 1980 г. освобожден от служения в Алайыэ, 23 июля 1980 г.- от служения в Лохусуу. Для прихода в Васкнарве наступил период расцвета. На многочисленные пожертвования был достроен храм, сооружены гостиница для паломников, хозяйственные помещения: котельная, кухня, склады, теплицы и др. 15 окт. 1978 г. митр. Алексий освятил главный престол Ильинского храма и совершил в нем литургию. 28 авг. 1981 г. Б. был удостоен ордена св. равноап. кн. Владимира 3-й степени. 1 янв. 1992 г. Б. был награжден правом ношения митры, а вскоре уволен за штат по состоянию здоровья. В Ильинский храм был назначен др. настоятель, к-рому не удалось наладить отношения с жившими при храме духовными чадами Б., из-за чего в последние годы жизни Б. Ильинский храм был закрыт. Около него под постоянной угрозой депортации проживали 30-40 чел., к-рые возили полупарализованного Б. молиться в приход в дер. Яама. За 2 года и 9 мес. до смерти Б. предсказал свою кончину, погребен внутри церковной ограды возле сев. стены Ильинского храма. Почитание Б. верующими не прекращается.
Лит.: Лехтонен А., диак. Ильинский храм в Васкнарве // ЖМП. 1988. № 3. С. 18-20; Отец Василий Борин: (Сб. восп. духовных чад). М., 1997; Андрей (Иванов), иером. Храм в Васкнарве // Мир Православия. Таллин, 1998. № 5-6; Бельков С., свящ. Отец Василий // Православный С.-Петербург. 2000. № 11.
Свящ. Александр Вершинин, игум. Андроник (Трубачёв)


Комментариев нет:

Отправить комментарий