http://www.fond.ru/userfiles/person/309/1294005155.pdf
7 (20) марта
Преподобномученицы
Мария и Матрона (Грошевы)
Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а
преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Егорьевского
уезда Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых; у них
было четыре дочери и сын. Как-то в молодости три дочери – Мария, Матрона и
Пелагия посетили некоего старца, которого многие почитали за подвиги
и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал:
«В монастырь, в монастырь...», а Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую
семью, замуж».
В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в
Александро-Мариинский монастырь, расположенный в десяти верстах от
Егорьевска; Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на
монастырском хуторе. Пелагия вышла замуж в семью совершенно неверующих
людей. И как всегда в таких случаях бывает, в семье этой царили разногласия и
распри, и только терпение и кротость Пелагии склонили ее мужа к вере, в конце
концов он стал ходить в храм и даже пел на клиросе.
После прихода к власти в России безбожников, Александро-Мариинский
монастырь был закрыт, и сестры вернулись домой. Некоторое время они жили в
доме отца, а затем переселились в церковную сторожку при храмах во имя
Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Параскевы в селе Туголес
Шатурского района Московской области. Один храм был каменным, другой –
деревянным, оба они были расположены на высоком холме среди моря хвойного
леса. Здесь послушницы подвизались в течение двадцати лет. У сестер был
огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в
храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием – стегали одеяла.
Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих
племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить
богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и
впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по
усопшим.
Председатель местного сельсовета, безбожник Василий Языков, люто
ненавидевший храм, всякий раз, когда начиналось богослужение, выходил на
дорогу и старался угрозами разогнать идущих в церковь крестьян.
В 1931 году был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан
священник Казанско-Пятницкого прихода Назарий Грибков. Председатель
сельсовета, приехав в село с милиционерами с намерением храм разорить, стал
требовать ключи от храма у старосты Василия Занина, но тот ключей не отдал, и
милиция уехала ни с чем. В следующий раз милиция арестовала старосту, но он
по дороге в Шатуру бросил ключи в снег, и их нашла, по предварительной
договоренности с ним, сестра послушниц Пелагия. Послушницы тайно перенесли
из храма в свою келью некоторые богослужебные предметы, спасая их от
безбожников.
После закрытия храма послушницы Мария и Матрона стали ходить в храм
во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Петровском, расположенном в пятнадцати километрах от села Туголес. Здесь около сорока лет служил
протоиерей Александр Сахаров
*
, благочинный Шатурского района. Перед
каждым богослужением послушницы убеждали женщин-крестьянок не оставлять
молитвы и не малодушествуя отправляться вместе с ними в храм Божий.
Хотя за отсутствием священника служба в храмах в селе Туголес не
совершалась, но председателю сельсовета Языкову этого казалось мало, и он
разрушил до основания деревянную колокольню Пятницкого храма, а в самом
храме разместил цех по разливу лимонада.
В 1933 году в Казанский храм в Туголесе был направлен служить
вернувшийся из заключения священник Георгий Колоколов, а в 1936 году, к
великой радости прихожан, в храм вернулся священник Назарий Грибков; в 1937
году в храм был направлен служить псаломщик Петр Царапкин
**
. В ноябре 1937
года оба священника и псаломщик были арестованы, и в храме прекратилось
богослужение. Против всех арестованных лжесвидетелем выступил председатель
сельсовета Василий Языков.
С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами»,
кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику, наставить в вере, в
исполнении церковных правил и научить молиться.
Послушница Мария Грошева.
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год
В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников на свободе
почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года
*
Священномученик Александр (Сахаров). Прославлен Русской Православной Церковью в Соборе
новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется 20 ноября/3 декабря.
**
Священномученики Георгий (Колоколов) и Назарий (Грибков) и мученик Петр (Царапкин).
Прославлены Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников
Российских. Память празднуется 26 ноября/9 декабря.председатель сельсовета Василий Языков, выступив лжесвидетелем против
послушниц, написал, что они враждебно настроены к советской власти и
коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам
колхозников и в некоторых домах совершают богослужение. Явившись в один из
домов, они говорили колхозникам: «Завтра Господский праздник, лучше идти в
церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Колхозницы в количестве
восьми человек, вместо того чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село
Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос,
почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: «Богу лучше молиться,
а то Он нас всех накажет». В церковь с колхозницами ходят и сами монашки.
В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о
рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде.
26 февраля 1938 года власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в
городе Егорьевске.
Послушница Матрона Грошева.
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год
– Скажите, – спросил следователь послушницу Марию, – бывали ли случаи,
когда вы вместе с Матроной Грошевой созывали к себе на дом колхозниц и
устраивали у себя богослужения, особенно под религиозные праздники?
– Таких случаев не было, – ответила Мария, – но бывали случаи, когда
колхозники заходили к нам поговорить о чем-либо или взять какую-нибудь вещь,
необходимую для покойника, например покрывало. Я лично читаю Псалтирь над
умершими.
– Скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и
вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью,
направленной на срыв работы в колхозе? – Я специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, но в
отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы
против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю.
– Вспомните случай, происшедший в ноябре, когда вы вместе с сестрой
Матроной Грошевой совершали в домах богослужение и высказывали свое
недовольство советской властью, называя большевиков антихристами.
– Этого я не помню, и случай с антисоветскими высказываниями я отрицаю.
– Вы говорите, что у себя на дому вы богослужений не совершали, а между
тем при обыске в вашем доме были обнаружены церковные книги, кресты, чаши,
ризы и другие принадлежности религиозного культа. Почему же вы не говорите
истины?
– Да, я подтверждаю, что у меня указанные предметы были обнаружены, но
они принадлежат церкви, у меня хранятся с момента ареста священников и
закрытия церкви, но ни я, ни моя сестра на себя выполнение обрядов не брали, за
исключением чтения Псалтири.
– Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и
агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза?
– Нет, в этом я себя виновной признать не могу.
Тогда же была допрошена и ее сестра Матрона.
– Расскажите, чем вы сейчас, проживая при церкви села Туголес,
занимаетесь? – спросил следователь.
– Вот уже двадцать лет, как я и моя сестра Мария прислуживаем во время
богослужений в церкви и живем на церковные средства.
– Бывают ли у вас в доме колхозники и какие у вас с ними идут разговоры?
– В дом к нам иногда заходили разные лица; приезжающие издалека
оставались у нас ночевать. Но вот уже три месяца, как закрыта церковь по случаю
ареста священника, и потому на ночлеге у нас никого не бывает. Между нами
ведутся разговоры на религиозные темы.
– Вам предъявляется обвинение в том, что вы вместе с Марией Грошевой
занимаетесь антисоветской агитацией. Признаете ли вы себя в этом виновной?
– Контрреволюционной агитацией я не занималась и виновной себя в этом
не признаю, но разговоры на религиозные темы мы ведем.
– Скажите, вы совершаете у себя на дому богослужения? Кто к вам ходит?
И ходите ли вы по домам колхозников с целью совершения богослужений?
И высказываетесь ли против колхозов и советской власти?
– Богослужений на дому у меня не бывает, но колхозникам или кто
приходит я рассказывала о Христе. По домам колхозников для совершения
церковных обрядов я не ходила и недовольства советской властью не
высказывала. О том, что в праздничные дни нужно молиться, я говорила, и что
работа в колхозе подождет, это верно, но в этом я никакой агитации
не усматриваю. Имея цель помолиться Богу, я после закрытия церкви у нас в селе
Туголес ездила в церковь села Петровского Шатурского района. Со мной ездили и
другие лица, в том числе и колхозники.
11 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону
к расстрелу, и они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Послушницы
Мария и Матрона Грошевы были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в
безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март».
Тверь. 2006. С. 72-79
Библиография
Православные монастыри России. Новосибирск, 2000.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской
Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь, 2002. С. 80-84.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-Май.
Тверь, 2002. / Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский). С. 187-192.
ГАРО. Ф. 627, оп. 240, д. 86, св. 85, л. 482, 500.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-78606.
Комментариев нет:
Отправить комментарий