|
|
|
– Ваше Высокопреподобие, долгое время вы преподаете церковную историю в Киевских духовных школах. Скажите, как академическая наука рассматривает вопрос о репрессиях священнослужителей в годы безбожного режима?– Слово “репрессии” говорит нам о насилии. Академическую науку информация о репрессиях интересует, прежде всего, в плоскости церковно-государственных отношений. После переворота 1917 года и воплощения в жизнь лозунгов: “Грабь награбленное”, “Старый мир разрушим”, “Красный террор” постановление ВЦИК “О порядке изъятия церковных ценностей” от 23 февраля 1922 года якобы в помощь голодающему Поволжью (хотя голод там был летом 1921 года) служило лишь прикрытием для антицерковной политики советской власти. Тогда только за один 1922 год было замучено и расстреляно 8100 православных верующих разных духовных званий.
Были подрублены корни традиции и предприняты попытки уничтожить то светлое, что нарабатывалось веками, и составляло суть православного человека. В Украине имеем свой трагический 1933-й год – печальное событие голодомора, как последствие геноцида. А 1937-й – это “черная страница” для всей Православной Церкви, от прихожан до архиереев. После ударных пятилеток, раскулачивания, разрушения храмов и монастырей не было достигнуто даже подобия человека, который должен “звучать гордо”. Посеяв плевелы безбожия и безнравственности, жнецы “серпа и молота” стали собирать свой кровавый урожай. Больше всего тогда пострадала Православная Церковь с ее колоссальным человеческим, духовным и материальным потенциалом.
Но именно на крови мучеников I-III веков была устроена Церковь, созданная в день Пятидесятницы, после чего началась эпоха Вселенских Соборов с развитием православного богословия, исихазмом, каноническими правилами и византийской монашеской традицией. Несмотря на жестокие гонения, православные верующие пронесли неповрежденным Христово учение вплоть до наших дней. А гонения были, есть и будут до Второго Пришествия Спасителя.
– К сожалению, большая часть архивных документов сегодня недоступна. Как же образом мы можем исследовать эти вопросы?– Сегодня нужно привлекать к исследованию все источники, касающиеся этой темы, но подходить к ним следует критически, применяя глубокий исторический анализ. Значительную помощь в этом могут оказать личные свидетельства очевидцев тех страшных событий. Что же касается недоступности архивных документов, то это закономерное последствие тоталитаризма. Трагедия в другом. Многое тщательно уничтожено и бесследно утеряно. А ведь человеческая жизнь скоропреходяща и недалек тот час, когда среди нас не останется ни одного свидетеля того печального времени.
– Насколько реальна перспектива сотрудничества Киевских Духовных школ с архивными заведениями?– По-моему, эта перспектива реальна. Более того, в тесном и плодотворном сотрудничестве преподавателей и студентов Киевских Духовных школ с государственными архивами мне видится будущее нашей исторической науки. Иначе и быть не может, поскольку всякое исследование должно иметь прочный фундамент. В изучении жизни, деятельности и обстоятельств мученической смерти репрессированных не должно быть “кривых зеркал”, лжи и замалчивания.
– Жизнедеятельность многих иерархов и священнослужителей предана забвению. Какие источники для восстановления исторической правды вы могли бы выделить? – К сожалению, сохранившиеся письменные источники о жизнедеятельности репрессированных иерархов, священнослужителей и верующих мирян либо скудны, либо недоступны. Многим тогда было не до дневников и личной переписки. Часто вспоминаю знакомого священника, который пробыл в местах “не столь отдаленных” около двух десятилетий. Свои рассказы о годах ссылки он каждый раз начинал словами: “Колыма, Колыма, чудная планета. Двенадцать месяцев зима — остальное лето”. Довелось мне знать священнослужителей Свято-Покровского монастыря: протоиереев Валериана, Иоанна Кузнецова и диакона Никиту. Дочь последнего серьезно заболела, переживая о трагической участи отца. С теплотой вспоминаю и прихожанок столичных храмов Евгению Сидоровну и Милицу Сергеевну, семей которых также коснулись репрессии. Муж последней, протоиерей Николай, человек энциклопедического ума, знавший более десяти европейских языков, был арестован по доносу недоброжелателей.
Таковы реалии, но такое положение вещей не должно сеять в душе уныние. Есть надежда, что в скором времени то, что вот уже более семидесяти лет лежит под спудом, будет обретено и опубликовано.
– Сейчас в церковных кругах много говорят о политических репрессиях. А что эти знания дают именно вам? Какой след в душе оставляют?– Просмотр даже тех скудных данных о бесчинствах активистов-безбожников в годы советской власти, которые имеются в нашем распоряжении, оставляет на сердце двойственный осадок и печальные чувства. Не могу равнодушно отвечать на эти вопросы, потому что политические репрессии не обошли стороной и моих родственников. Один дедушка претерпел мучения в 1929 году, другой — репрессирован и бесследно исчез в 1937-м. Но как говорил священномученик протоиерей Александр Глаголев: “Уныние допускать нельзя. Тяжкий грех — уныние”.
– Многие современные новомученики имеют жизнеописания, которые значительно отличаются от житий мучеников древней Церкви. По каким принципам пишутся жития сегодня? – Жития подвижников благочестия пишутся сегодня именно так, как им и подобает писаться: с соблюдением общепринятых литературных норм и с учетом предыдущего опыта. Образцом для многих писателей служат агиографические труды святителя Димитрия Ростовского. Главное, что должно быть присуще автору — молитвенная сосредоточенность и духовное настроение.
Митрополит Вениамин (Казанский), будучи совсем молодым человеком, рассуждал так: “Сейчас Синодальная эпоха, все размеренно и прекрасно, о мучениях нет и речи. Как мне не повезло, что я живу именно в это время”. И так случилось, что вслед за священномучеником Митрополитом Киевским и Галицким Владимиром, расстрелянным в 1918 году, он попал под ту же машину репрессий. Репрессии — это печальный опыт. Главное здесь – личность и ее судьба, а также исторические факты, связанные с Православной Церковью. Беседу вел Александр Андрущенко
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий