http://www.pravmir.ru/arximandrit-luka-anich-xristianin-vedet-tu-zhe-bitvu-chto-i-dve-tysyachi-let-nazad/
Архимандрит Лука (Анич): Христианин ведет ту же битву, что и две тысячи лет назад
Архимандрит Лука (Анич) — на протяжении пятнадцати лет является настоятелем одного из крупнейших монастырей Сербии и Черногории, Цетиньского монастыря Рождества Богородицы. Там хранятся великие святыни – десница св. пророка и Крестителя Господня Иоанна, частицаЧестного Креста Господня, мощей великого святителя Петра Цетиньского.
С февраля прошлого года — также настоятель монастыря Савина Главица, который только начал восстанавливаться. По словам отца Луки, после двадцати лет в монастыре, он пожелал более глубокой монашеской жизни, не нарушаемой наплывом туристов и поселился в пустыне, где находится церковь XII века, построенная по благословению ещесвятителем Саввой. Но и здесь к о. Луке продолжают тянутся люди, идут и идут, за советом, за благословением, чтобы помочь в создании новой обители и получить духовную помощь от любимого духовника.
- Отец Лука, какими Вы видите современных христиан?
- Я думаю, что современные христиане, в сущности, не отличаются от тех первых христиан. Каждое время несет свои искушения, каждое время накладывает свой отпечаток.
Те искушения, в которых находятся современные христиане определенным образом тяжелее, чем первые гонения. Сегодня существует всеобщее тяготение к размыванию духовности и всего, что касается мироустройства, и в качестве мученичества проявляется ревность тех, кто пытается избавиться, освободиться от всего, что предлагает этот рог изобилия, и по-настоящему жить верой. Это очень трудно, особенно потому что все устроение мира сегодня превращает то, что когда-то было жестокими гонениями, в некий размытый облик демократии. При ней возможна и позволяется любая вера, вера уже не имеет никакого значения, но это наиболее опасно для нее.
Поэтому я считаю, что сегодняшние христиане в своей борьбе не намного отстают от христиан первых времен. Когда я говорю «сегодняшние христиане», я имею в виду лучшие примеры вероисповедания, а не всех в целом… Ибо и те времена было немало теплохладных христиан. Еще св.Иоанн Богослов называл так Лаодикийских христиан, о них ему Сам Господь говорит: «Ты не холоден и не горяч. Но тепл и изблюю тебя из уст Своих», то есть искушение Лаодикийских христиан является и искушением христиан современности.
– В сущности, отвечая на первый вопрос, Вы ответили и на второй: в чем заключается главная проблема современного христианина?
Тогда, скажите нам, как спастись в современном мире?
– Когда человек хочет спастись, он найдет пути спасения. В Церкви есть эти «инструменты» спасения: пост, покаяние, посещение богослужений, все то, что дает нам возможность быть причастниками Жизни, делает нас способными войти в Тайны Божии.
В тот момент, когда мы становимся причастниками тайны, для вас больше не существует законов, ибо тогда Сам Бог, взывает в нас: «Авва Отче!», и таким образом, с этого момента Христос становится кровеносной системой нашего духовного организма.
- Как разогревать веру, когда она охладевает, как избежать теплохладности?
- Нужно молиться Богу, чтобы огонь Божий вселился в нас. Нам будет очень трудно, если мы будет искать веру извне, искать ее где-либо, но не в себе. Господь говорит нам «Царство Небесное внутрь вас есть». Возврат к завоеванию нашего внутреннего пространства, — как наш митрополит Амфилохий говорит, — сегодня как никогда должен стать императивом всякого духовного делания. В противном случае мы так и останемся на периферии духовного переживания, на периферии самой духовной жизни и останемся номинальными членами Церкви, а не носителями благодатного огня, который Господь возжег в нас Своим пришествием.
- Как христианину идти со Христом сегодня и расти духовно?
- Думаю, что если христианин скажет себе, что он современный христианин, он уже проиграет битву. Он должен понимать, что он ХРИСТИАНИН и что он ведет ту же битву, которая ведется вот уже 2000 лет, — битву за богопознание, за то, что остается навечно, за то, что формирует человека и его отношение к миру, Богу и другим людям. Если он поймет это — тогда он на верном пути к обретению того, к чему стремился.
Христос один и тот же вчера, сегодня, завтра и во веки веков, как сказал апостол Павел.
Думаю, что в современной жизни так проявляется ложь, которую нам преподносит дьявол: что сейчас какая-то особенная ситуация, для которой еще нет рецептов, нет правил, что сейчас времена комьютеров и современных технологий и пути спасения сейчас иные.
Полагаю, что вместе с этой ложью, которую он в нас насаждает, он навязывает нам параллельную религию, религию сего мира.
То, что сейчас существуют современные технологии, то, что мы иначе одеваемся, и что общественные отношения изменились, нисколько не отделяет нас от Евангелия. Евангелие осталось прежним, ибо оно вневременно и написано не для тех времен, когда Господь ходил по земле, но на все времена.
- Тепла ли сегодня вера сербов?
- Все больше сербов возвращается сейчас к вере, воцерковляется по-настоящему. Хотя церковность сербов, внешние проявления ее, отличаются в чем-то от русской, также как и некоторые наши церковные традиции.
Народ в душе всегда был привержен Богу и своим небесным покровителям, к празднованию Славы. Как мы знаем из многих свидетельств, среди которых и свидетельства святителя Николая (Велемировича), Слава отмечалась и в военных окопах и при коммунистическом режиме. Сейчас растет интерес к духовным знаниям, все больше детей хотят изучать Священное Писание ввоскресных школах, изучают церковное пение, создают церковные детские и молодежные хоры. Это дает нам надежду на духовное возрождение нашей родины.
- Спасибо, отче, и в заключение — Ваше личное обращение к читателям портала «Православие и мир«.
- Мое обращение… Вот совсем недавно я был в России, очень недолго, но этого времени мне хватило, чтобы увидеть насколько ваша страна изобилуетблагодатью Божией.
Много слыша о России, я не представлял себе истинного масштаба, истинной духовной мощи. Возможно читателям это покажется несколько натянутым и банальным, ведь это некое общее место, о котором говорят все, но один мудрый человек научил меня — если я хочу верно оценить то или иное явление или человека или событие, не надо смотреть в глубину и даже на то, что в центре. Это некоторая основная субстанция мира и всюду она приблизительно одна. Надо смотреть на высоты, ибо высоты различны и показывают истинную ценность того, что в самом деле существует.
Высоты России, поистине, не скажу, недостижимы, но настолько ясно узнаваемы как высоты, что совершенно очевидно, что вся православная вселенная может брать с России пример.
Беседовала и переводила
Светлана Луганская
Читайте также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий